Опыт Москвы и Московской области по созданию условий для обновления подвижного состава важно тиражировать на всю страну.
Сегодня в условиях интенсивного развития крупных российских агломераций крайне необходима интеграция железнодорожных пассажирских перевозок в городскую инфраструктуру. Как считают эксперты, это позволит решить транспортные проблемы, снизить загруженность автомагистралей, улучшить качество и доступность транспортных услуг, повысить мобильность населения.
Электропоезда все глубже интегрируются в транспортную инфраструктуру городов. Лидером являются Москва и Московская область, другие крупные города изучают и перенимают их опыт. В частности, столичными проектами активно интересуются Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск и другие мегаполисы. «В наших городах-миллионниках, где исторически сложившаяся железнодорожная инфраструктура имеется непосредственно в самих агломерациях, такие проекты либо уже постепенно реализуются, либо обладают хорошими перспективами. Вместе с тем, очень важно, чтобы железнодорожные пути были максимально органично встроены в единую транспортную систему», — считает президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой.
По словам архитектора Ильи Заливухина — ведущего эксперта в области градостроительства и формирования стратегий развития городов и агломераций, железная дорога обладает значительным потенциалом, который используется явно недостаточно, о чем свидетельствует относительно небольшой удельный вес пассажирских железнодорожных перевозок в российских мегаполисах. При этом транспортный каркас, включающий городские электрички и выстроенный с учетом всех необходимых градостроительных стратегий, является основой устойчивого развития агломераций, способствуя росту экономики и удобству передвижения.
Для сравнения: на Западе наземные электрички давно уже занимают существенное место в транспортной сети мегаполисов, порой играя более заметную роль, чем метрополитен. Так, в Мадриде протяженность наземных железнодорожных линий превышает маршруты подземки в 1,3 раза; в Берлине и Париже — более чем в два раза; в Вене — почти в 8 раз. Исходя из опыта ведущих стран мира, система городских железных дорог значительно меняет структуру пассажиропотока, разгружая линии метрополитена и автострады, что дает возможность с большей скоростью и комфортом добираться до пунктов назначения.
В административных границах Москвы протяженность метрополитена соизмерима с длиной железных дорог, но объемы пассажирских перевозок у подземки в несколько раз выше (35% против 8-10%). Сегодня реализуется глобальная концепция развития Московского транспортного узла (МТУ), в рамках которой одно из важнейших направлений — развитие пассажирских железнодорожных перевозок. Недавно президент России Владимир Путин дал старт новому масштабному проекту в столичной агломерации — «Московские центральные диаметры» (МЦД), который предусматривает ввод до 17 сквозных маршрутов. Директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин обращает внимание на то, что «Московские центральные диаметры» являются наглядным примером конструктивного сотрудничества правительства Москвы и РЖД. «Нужно отдать должное руководителю РЖД Олегу Белозерову, который решился на такой шаг — передать столь значительную часть инфраструктуры под нужды города», — говорит эксперт. Согласно оценкам Департамента транспорта Москвы, МЦД существенно изменят ситуацию в рамках МТУ, позволят на многих направлениях сократить время поездки более чем в два раза и в целом разгрузят столичную транспортную инфраструктуру на 12%.
Реализация подобных проектов накладывает серьезные обязательства на всех участников, но в особенности на перевозчика, который напрямую работает с конечным потребителем — пассажиром. На Московском транспортном узле ключевой транспортной железнодорожной организацией является Центральная пригородная перевозочная компания. Взаимодействие ЦППК с Москвой и Московской областью, с которыми действуют долгосрочные соглашения, носит положительный характер. ЦППК системно инвестирует в обновление подвижного состава, и пассажиры постепенно пересаживаются на новый современный и комфортный подвижной состав.
«Опыт Москвы и Московской области по созданию условий для обновления подвижного состава важно тиражировать на всю страну», — отмечают эксперты Института экономики транспорта ВШЭ. По их мнению, именно обновление подвижного состава является сейчас наиболее острой проблемой для пригородных железнодорожных перевозок, и ее решение требует активной совместной работы всех регионов, которые по закону отвечают за перевозки пассажиров, а также органов власти, РЖД и компаний-перевозчиков. А для этого важно совершенствовать отраслевую нормативно-правовую базу: сейчас сфера пассажирских железнодорожных перевозок переходит к новой регуляторной модели, в основе которой — новый федеральный закон (законопроект уже внесен в правительство) и методики ФАС.
По словам советника министра транспорта РФ Юрия Елизарьева, предлагаемый законопроект «позволит обеспечить четкую регламентацию долгосрочных отношений между государством и бизнесом». Одним из ключевых моментов при этом является заключение договоров между регионами и ППК, сроки которых устанавливаются не менее чем на 15 лет. Это заявление Елизарьев сделал в ходе круглого стола, состоявшегося недавно в Аналитическом центре при правительстве РФ, на котором обсуждались, в том числе, и меры государственной поддержки отрасли. Было также отмечено, что благодаря усилиям правительства, Минтранса РФ и РЖД до 2030 года перевозчикам будет предоставляться скидка в размере 99% к инфраструктурному тарифу, а также обнуление НДС. Общий объем ежегодной господдержки только в рамках этих двух мер составит 45 млрд рублей.
Но без участия других ведомств и региональных администраций полностью решить проблему не удастся. Глава РЖД Олег Белозеров в качестве одной из главных целей обозначил безусловный приоритет развития пассажирского транспорта. Теперь очередь за губернаторами — регионам важно понять, что их субсидии — это не доходы перевозчиков и РЖД, а расходы на перевозку своих же жителей, а также исполнение поручений президента Владимира Путина — не допустить сокращения объемов пригородных железнодорожных перевозок и найти источники для финансирования закупок новых электропоездов.
Сергей Петров
Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник: