Учителя и даже ОНФ констатируют: распоряжения главы государства, выпущенные 6 лет назад, не выполнены до сих пор. Наоборот, стало только хуже.
Зарплаты учителей на одной ставке теперь сравняются с зарплатами уборщиц.
Президент РФ Владимир Путин заявил, что зарплата учителей почти везде достигла средней по региону. «Была поставлена задача в 2012 году — обеспечить средний доход учителя в школе не ниже среднего по экономике. В целом мы эту задачу решили, где-то в отдельных местах еще что-то нужно доработать, но в целом задача решена», — сказал Путин на встрече с доверенными лицами. Учителям, работающим на местах, при встрече с главой государства, видимо, придется его разочаровать.
«Президент неоднократно говорил о том, какие возникли проблемы с выполнением „майских указов“. Главные проблемы заключаются в том, что законодательно не отрегулировано понятие сверхурочной работы учителей. В связи с этим учителей принуждают работать вместо 18 часов, то есть ставки, по 40 и более часов — для выполнения этих указов. Я хочу надеяться, что президент, когда говорил о средней зарплате по региону, то имел в виду среднюю зарплату за нормальное количество часов. Однако многие регионы не имеют денег для реализации этих указов и поэтому вынуждают школы заниматься различного рода манипуляциями. Наконец, система оплаты труда, которая введена у нас с 2008 года, никак не способствует тому, чтобы учителя получали достойную зарплату», — рассказал сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
По словам профлидера, в регионах все громче звучат голоса о необходимости возвращения к понятиям ставки и тарифа — ставка, хотя бы минимальная, должна быть одинаковой во всех регионах.
Также возникло много проблем в регионах с определением подушевых нормативов, исходя из которых осуществляется финансирование школ. «Каждый регион рассчитывает этот норматив по-разному, исходя из своих собственных представлений. Отсюда — финансирование школы в разных регионах опять-таки отличается в разы. Все нынешнее исполнение президентских указов — это просто издевательство над учителями», — подытожил Всеволод Луховицкий.
Коллектив педагогов обратился к министру образования РФ и председателю комитета Госдумы по образованию и науке с предложением реформировать систему оплаты труда педагогов. Инициативная группа создала онлайн-петицию в Интернете, в поддержку которой активно подписываются педагоги их разных регионов.
Согласно предложению инициативной группы учителей, необходимо реформировать работающую ныне «новую систему оплаты труда» (НСОТ), действующую с 2008 года. Одно из предложений предусматривает введение единой тарифной сетки. При этом минимальный базовый оклад (ставка) для педагогических работников не должен быть менее двух МРОТ.
«Мы считаем, что в том виде, в котором существует НСОТ, она, во-первых, себя не оправдала, во-вторых, себя изжила. Время показало несовершенство этой оплаты труда», — рассказала председатель профорганизации работников образования Череповца Наталия Кукушкина.
Педагог констатировала, что произведенное недавно повышение МРОТ до прожиточного минимума означает, что зарплаты работников образования, которые работают на одной ставке, — например, молодых учителей, — сравняются с зарплатами уборщиц.
Серьезное недовольство у педагогов вызывает и ситуация, когда зарплаты учителей сильно разнятся по регионам. «На бумаге „майские указы“ как будто выполняются. Выполнение этих указов вообще, на мой взгляд, свелось именно к созданию правильной отчетности. При этом замалчивают факты о том, с какой нагрузкой работают педагоги. Норма составляет 18 часов, однако у нас люди ведут две ставки и больше. Есть педагоги, которые ведут по 40 часов, что уже ни в какие разумные рамки не вмещается. И делают они это не потому, что хотят много заработать, а просто потому, что преподавать некому. Молодые педагоги в школу приходят и очень быстро из нее уходят», — рассказала Кукушкина.
По ее словам, наиболее незащищенными сегодня являются педагоги в провинции, где нет работающих профсоюзов, а директор школы начисляет стимулирующие выплаты по своему произволу, часто — самому себе.
В подробностях о ситуации могут рассказать учителя школы села Звериноголовского Курганской области, которые в начале года заявляли о намерении приостановить работу в связи с невыплатой заработной платы.
Председатель профорганизации «Учитель» в Звериноголовской школе Владимир Кочеулов рассказал, он является учителем 1-й категории, работает на полторы ставки, однако в течение 2016—2017 годов не получал стимулирующих выплат. Его зарплата составляла 14 тыс. 700 рублей. Только после объявления о готовности начать забастовку учителям Звериноголовской школы в январе выплатили стимулирующие. Кочеулов получил дополнительно 5 тыс. рублей. Кроме того, губернатор пообещал, что зарплата педагогов достигнет, вместе со стимулирующими, 22,5 тыс. рублей.
Учитель уточнил, что в течение двух лет стимулирующие выплаты, предназначенные педагогам, уходили на зарплату техническому персоналу школ. «Технический персонал должен был получать зарплату из районного бюджета. А так как в районном бюджете средств не было, то районные чиновники вместо обращения к губернатору за деньгами пошли по простому пути: деньги, которые шли на стимулирующие учителям, перечисляли на вспомогательный персонал», — рассказал Владимир Кочеулов.
Заявление учителей сельской школы о готовности объявить забастовку привело к серии отставок в Курганской области. «У нас начались кадровые чистки. Сняли директора нашей школы, руководителя районного управления образования, начальника финуправления районного образования, начальника департамента образования и начальника финансового обеспечения области. Также повис вопрос насчет главы Звериноголовского района. Губернатор уже объявил об отставке главы Петуховского района и анонсировал отставки еще двух глав районов. Наш глава — первый кандидат на отставку. Прокуратура области дала представление губернатору о том, что были финансовые нарушения, и о необходимости их устранения. Эти нарушения признал департамент образования», — сообщил руководитель профорганизации.
Задача по повышению зарплаты учителей до средней по региону в целом по России не решена, считает 1-й зампред комитета Госдумы по образованию, депутат Олег Смолин. Как заявил парламентарий корреспонденту «Росбалта», в 2012 году, когда принимались «майские указы», эта цель была даже ближе, чем сейчас.
«По данным Общероссийского народного фронта — организации, которая создана для поддержки президента, — в 75-ти регионах страны из 85-ти указ президента в части оплаты учительского труда не исполняется. По данным того же фронта, учителя работают в среднем не на одну ставку, а более чем на полторы. То есть указ не исполняется даже тогда, когда каждый учитель в среднем работает за полтора педагога. По тем же данным, разница в оплате учительского труда в России превышает четыре с половиной раза. В наиболее бедном регионе она составляет около 20 тыс. рублей, в наиболее богатом (Ямало-Ненецкий автономный округ) — около 92 тыс. рублей», — рассказал Олег Смолин.
Депутат напомнил, что в федеральном бюджете 2018 года предусмотрены некоторые деньги на поддержку регионов для выплаты зарплаты учителям. Однако министр финансов уже заявил, что в 2019—2020 годах регионы должны будут решать эту проблему самостоятельно. «Я не исключаю, что даже по сравнению с зарплатой 2018 года учительская зарплата в 2019—2020 годах будет падать», — констатировал народный избранник.
Олег Смолин подчеркнул, что учителя уже остро чувствуют свою социальную неустроенность. «Согласно социологическим опросам, за один только год: с 2015-2016 по 2016-2017 учебные годы количество учителей, довольных своим статусом и зарплатой, сократилось с 42% до 22%», — сообщил депутат.
Обращение властей к теме «майских указов», утверждения, что эти указы выполняются, напоминают одну восточную поговорку. Сколько ни говори: «халва, халва…», во рту слаще не станет.
Дмитрий Ремизов
Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник: