Psychogram – новый мобильный мессенджер и социальная сеть для психологов

Психология, не как теоретическая наука, а как практика с
каждым годом набирает большую популяризацию среди населения России. Про Европу
и США, говорить даже не стоит, в тех странах она давно популярна в прямом
смысле дальше некуда. Сейчас на этом рынке много профессионалов, много
предложений услуг психологов. Кто-то ведет частную практику, кто-то работает в
коммерческой компании, и конечно много психологов работают на госслужбах, и в
социальных службах, таких как центры экстренной психологической помощи и
т.д.

Увы, следует отметить, что помимо профессиональных
специалистов присутствует немало псевдоцелителей и прочих шарлатанов, которые
сильно вставляют палки в колеса квалифицированных специалистов и портят
репутацию практической психологии.

Другой проблемой является отсутствие единой площадки для
психологов, что создает большую разрозненность при выборе специалиста, т.к. в
основном люди ищут предложения в интернете.


Анализируя рынок услуг психологов и
психотерапевтов, мы решили создать единую площадку, где специалисты могли бы
предлагать свои услуги и людям, которые в них нуждаются, чтобы они с легкостью
могли найти и выбрать подходящего психолога.

Мы разработали мобильных мессенджер, органайзер и в
первую очередь — личный виртуальный кабинет для психологов. Данная площадка
называется – «Psychogram».

В каком смысле можно сказать, что Psychogram очень похож по
своей задумке на Uber-taxi.

Представьте, что любой пользователь может получить
психологическую помощь, и это так же просто, как заказать такси, используя
приложение Uber. Две минуты и пользователь выбирает психолога. Пять минут, и
пользователь начинает работать с психологом и получает первую психологическую
помощь. Через 15 минут пользователь общается с профессиональным психологом в
чате, т.е. первый этап для проработки проблемной ситуации.

Как же устроен Psychogram?

Регистрация поделена на 2 части:

  • Для специалиста – психолога;
  • Для посетителя.

При этом, в приложении соблюдены все принципы
конфиденциальности: посетители не видят друг друга. Даже психологи не видят
посетителей. Посетителя может увидеть только  психолог, которого он
выбрал.

Соответственно функционал личного кабинета психолога и
посетителя отличаются.

Рассмотрим, что доступно психологу:



  • Мои клиенты —  это
    структурированный чат, в котором у психолога отображаются вся история сообщений
    с разными клиентами, а также памятка, когда клиент записан на встречу и личная
    информация о нем. По Вашей просьбе клиент может заполнять психологические
    тесты, которые обрабатываются программой в автоматическом режиме. Таким
    образом, этот пункт предоставляет возможность общения с человеком, а также
    является органайзером. Нажимая на имя нужного человека, психолог видит всю
    информацию, таким образом, он не будет путаться среди своих клиентов, что очень
    удобно!

Если, клиент написал психологу, то психолог будет оповещен
звуковым сигналом. Чтобы не путаться, кто написал, около имени человека
появится цифра 1, выделенная красным цветом.

  • Меню «Портфель» — это личное хранилище
    материалов психолога. Сюда можно загружать разные материалы, например, статьи и
    журналы, и информацию, которая будет полезна для работы. Клиенты не видят
    содержания материалов психолога.
  • Меню «Психологические тесты». В этот
    раздел включены 9 тестов, 8 из них Вы видите на картинке выше. Данные тесты,
    также были выбраны психологами, как наиболее информативные для сбора первичной
    информации о клиенте. Тем не менее, никто не мешает психологу добавлять свои
    тесты, если в этом у него будет какая-то необходимость.
  • Меню «Первая помощь». Это индивидуальные
    советы каждого конкретного психолога, что делать в первую очередь в кризисной
    ситуации, как себя рефлексировать и так далее. Клиенты могут почитать
    это.
  • Меню «Информация обо мне» — это та
    информация, которую психолог заполнил при регистрации.

 

Настоятельно рекомендуем психологам заполнять все Ваши
компетенции, т.к. по ним Вас посетитель может найти. Опция сменить цвет фона,
позволяет Вам менять шаблон фона, на другой цвет. Представлена большая цветовая
палитра.

Теперь рассмотрим приложение с точки зрения
посетителя.

Пример главного меню:


Для удобства посетителя был внедрен умный поиск психолога по его
компетенциям, а также по нужному городу.

Чтобы написать психологу, его обязательно нужно добавить в
избранное, в таком случае, он получит от посетителя сообщение. Также соблюдая
правила анонимности, только психолог, добавленный в избранные, может видеть
результаты Ваших тестов, которые он попросил заполнить или Ваш личный дневник.
При этом психолог должен быть не просто добавлен в избранные, а быть в текущем
списке в данный момент. Например, Вы выбрали психолога Петрова, добавили в
избранное, общаетесь с ним, и у него информация о Вас есть в меню «Мои
клиенты», но если на следующий день, Вы начнете писать другому психологу,
первый уже не сможет иметь доступ к Вашим данным, пока вы снова его не
выберете, как текущего, не смотря на то что, система помнит, что он находится у
Вас в избранных.

По остальным пунктам рабочего кабинета посетителя все просто
устроено. Он видит аптечку первой помощи текущего психолога, а также имеет
возможность заполнять психологические тесты, т.к. пока не выбран психолог,
посетитель не сможет заполнить тест, при этом, как видно на картинке выше,
посетителю доступны его сырые ответы, но не доступны результаты теста, т.е.
шкальные оценки. Они доступны только для психолога, это сделано, чтобы

1.Обеспечить анонимность и конфиденциальность информации о
клиенте;

2. Не дать посетителю — непрофессионалу сделать о себе
неверное заключение на базе интерпретации. Заключение может дать только
профессионал. Запомните об этом.

  • В «Подробной информации» Вы можете почитать об опыте
    выбранного психолога. Также для удобства клиента сделан календарик — напоминала
    о встречах.

Как было сказано выше, для клиента реализована возможность
вести дневник, т.к. одним из способов работы психолога является анализ
дневников. Впрочем, это опцию посетитель может использовать чисто для самого
себя, это его личное, безопасное виртуальное пространство. Данные шифруются,
поэтому информация к третьим лицам по определению попасть не может.

  • «Моя анкета» также используется психологами для первичного
    ознакомления. Подобную анкету психотерапевты и психологи просят заполнять на
    первом очном визите.

На этом, краткий обзор мобильного приложения Psychogram
завершим, более подробно, можете ознакомиться на сайте приложения:
https://psychogram.org/

Подытожим. Psychogram это многофункциональное приложение,
которые облегчает работу психологов в ряде аспектов, а также является
прекрасной профессиональной площадкой и мобильным профессиональным сообществом.
Безусловно, данный мессенджер является удобным приложением и для посетителей,
которым он облегчает и убыстряет поиск нужного специалиста. Мы настоятельно
рекомендуем психологам загружать свои дипломы, а посетителям работать только с
дипломированными и сертифицированными специалистами, ни в коем случае не
работайте с псевдопсихологами. Если Вы обратили внимание, что специалист
предоставляет какие-то липовые сертификаты или он является сторонником
лженаучных сект, пожалуйста сообщите об этом через обратную связь
разработчикам.

Как мы дальше планируем улучшать приложение:

  • Мы будем внедрять возможность видеозвонка, чтобы полностью
    работа была в одном приложении, а не нескольких. Например, знакомство в
    Psychogram с психологом, а общение в скайпе.
  • Улучшение профессиональной сети психологов. Будет внедрена
    возможность загрузки своего дизайна, таким образом это сеть станет не просто
    виртуальным сообществом, а личным веб-сайтом, где каждый психолог может менять
    под свое желание дизайн, таким образом каждый аккаунт будет представлять собой
    индивидуальный web-сайт. Будет внедрена возможность онлайн-вебинаров.
  • В последствии, после того, как данная сеть расширит свой
    функционал, она уже не будет только мобильным профессиональным сообществом для
    психологов, а будет открыта для всеобщего пользования.

    • Сейчас для загрузки доступна версия для
      android –телефонов на Google Play
      https://play.google.com/store/apps/details?id=org.psychogram.app
    • Для обладателей мобильных устройство с
      IOS, доступна полнофункциональная web-версия:
      m.psychogram.org. Эта полнофункциональная веб-версия будет работать на Браузере
      Сафари в Iphone или IPad. В других браузерах и устройствах нет.

    Автор проекта: Кравчик Константин

     

     

    Источник: http://psypress.ru/articles/

    Чем занять голову: 14 его мыслей во время секса


    GettyImages

    1. «Заметила ли она волосы на теле?»

    Немного волос есть там, где они растут редко, а в районе плеча есть ну очень длинный волосок. Как это вообще возможно? Она ничего не видела?

    2. «Что она Читать далее «Чем занять голову: 14 его мыслей во время секса»

    Эмоциональное восприятие музыки зависит от генов



    Нейробиологи исследовали влияние полиморфизма в генах
    рецепторов дофамина D2 на эмоциональное восприятие музыки. Они показали,
    что у носителей двух вариантов этого рецептора музыка и шум по-разному
    модулируют эмоциональный настрой. Первый вариант предопределяет улучшение
    настроения от музыки при нейтральном эффекте шума. У имеющих второй
    вариант аллеля D2 музыка слабо влияет на настроение, хотя шум его сильно
    ухудшает. Также у носителей этих двух вариантов D2 ученые выявили
    разницу в уровне возбуждения в тех участках мозга, которые отвечают за
    обработку эмоциональной информации.

    Тем, кто интересуется музыкой, наука предложила новое
    любопытное исследование, демонстрирующее наследственную составляющую восприятия
    музыки у людей. Это исследование провели нейробиологи
    из Орхусского
    университета в Дании,
    итальянского университета
    Бари и Хельсинкского университета в Финляндии. Они
    изучали связь определенных
    аллелей дофаминовых рецепторов D2 с эмоциональным
    восприятием музыки: как музыка влияет на эмоциональное состояние людей
    с разными аллелями.

    Хорошо известно, что музыка сильно воздействует на наше
    настроение. Интересно напомнить читателям, что и на животных музыка действует
    сходным образом. Так, было показано, что у крыс с синдромом
    тревожности музыка Моцарта уменьшает проявления беспокойства, о чем можно
    судить по изменениям пульса и кровяного давления, увеличению
    содержания дофамина и его метаболитов в крови. У цыплят
    музыка также вызывает увеличение содержания дофамина в крови. В обоих
    исследованиях все показатели сравнивались с контрольными особями, которые
    слышали только белый шум. Эти данные означают, что человеку эмоциональное
    восприятие музыки досталось в наследство от каких-то древних способностей
    животных. Оно заложено у нас в генах. Но пока эта тема — огромное
    белое пятно в наших представлениях о прекрасном. Эта научная история
    только начинается (см. E. Brattico, M. Pearce,
    2013. The Neuroaesthetics of Music).

    И у животных, и у человека во время прослушивания
    музыки активируются рецепторы дофамина типа D2 в различных отделах
    мозга. У человека это полосатое тело
    в области прилежащего
    ядра, нижняя лобная
    извилина и миндалина. Рецепторы D2 имеют две изоформы —
    длинную (D2L) и короткую (D2S), функционирующие как пресинаптические и
    постсинаптические рецепторы. Соотношение изоформ зависит от нуклеотидной замены
    в одном
    из интронов гена этого рецептора. В зависимости от
    присутствия того или иного варианта данного аллеля — их называют G и
    Т — соотношение D2S/D2L меняется. Меняется соответственно и восприятие и
    обработка эмоциональной информации. Ученые проверили, как реагируют носители
    того или иного аллеля на звучание музыки, как у них меняется настроение. Кроме
    того, важно было понять, имеются ли различия в активации тех участков
    мозга, которые вовлечены в эмоциональное восприятие музыки.

    Для эксперимента пригласили 38 участников, мужчин и
    женщин в возрасте 25–35 лет. Определили их генотип: 26 оказались
    носителями варианта GG, 12 — варианта GT (этот вариант более
    редкий по сравнению с первым, вариант ТТ не известен). Все участники
    эксперимента должны были выполнить эмоциональный тест — на картинках
    с лицами на скорость определить пол, при этом лица выражали радость,
    агрессию или были нейтральными. Данный тест позволяет выявить внутренние
    эмоциональные процессы. Испытуемые проходили его дважды, один раз на фоне
    музыки с известным успокаивающим эффектом (MusiCure), а второй раз — на фоне белого шума,
    в котором была смоделирована та же громкость и ритмика, что и
    в MusiCure.

    После каждого раунда участники заполняли опросник, который
    призван был определить их ощущаемое эмоциональное состояние. Таким образом,
    ученые могли определить внутренние, неявные, и осознаваемые, явные,
    эмоциональные явления, связанные со звучанием музыки и шума. Вторая часть
    эксперимента предполагала томографическое сканирование мозга на фоне двух
    вариантов звучания (музыки и белого шума). Во время сканирования испытуемым
    предъявляли тот же набор лиц с теми же эмоциями — радостными,
    агрессивными и нейтральными. Поэтому вдобавок к оценкам влияния музыки на
    настроение была возможность отследить разницу в картинах возбуждения
    в мозгу.

    Выяснилось, что прослушивание музыки улучшает настроение
    у носителей GG, а на настроение носителей GT музыка влияет
    слабо. Зато шум ухудшает настроение у носителей GT, тогда как людям
    с аллелем GG шум настроения почти не портит. В этом смысле можно
    пожалеть тех, кто имеет варианты GT — их и музыка не слишком радует,
    и шум раздражает. А имеющих генотип GG можно только поздравить — мир
    звуков на их стороне.

    Изменение настроения у носителей вариантов GT и GG
    после прослушивания музыки и белого шума. TMD — показатель плохого
    эмоционального состояния; вычисляется как сумма самых отрицательных самооценок,
    указанных испытуемым в опроснике, за вычетом положительных. Чем выше TMD,
    тем хуже настроение. Рисунок из обсуждаемой статьи
    в Neuroscience

    Судя по времени реакции на лица с положительными или
    отрицательными эмоциями, носители двух вариантов аллелей одинаково успешно
    воспринимают и обрабатывают эмоциональную информацию. Иными словами, от этого
    гена социальная эмоциональная составляющая не зависит. Но при этом картина
    возбуждения в мозгу несколько меняется: мозги по-разному работают при
    обработке эмоциональной информации. У носителей варианта GT при
    просмотре лиц с разным выражением под музыку возбуждение в прилежащем
    ядре снижается, а при звучании белого шума оно увеличивается. Примерно также
    музыка и шум у них воздействуют на уровень возбуждения миндалины. Возбуждение
    в правой нижней лобной извилине у носителей GT почти не зависит
    от звукового фона.

    Зато у имеющих GG-вариант музыкальный фон модулирует
    возбуждение в этом участке мозга. При звучании музыки эта часть мозга
    возбуждается меньше, чем при звучании шума, если испытуемый смотрит на
    агрессивное лицо. При этом возбуждение в ответ на радостные или
    нейтральные выражения звуковой фон не меняет. Таким образом, музыка влияет на
    картину возбуждения в тех частях мозга, которые отвечают за обработку
    эмоциональной информации. И это влияние зависит, в частности, от
    конкретных аллелей дофаминового рецептора.

    Уровень возбуждения в прилежащем ядре (слева) и
    правой нижней лобной извилине (справа) у носителей разных генотипов
    GT и GG. На правом графике хорошо видно, насколько разнится
    уровень возбуждения при просмотре лиц с разными эмоциями под музыку и при
    белом шуме у носителей GG. Для правого прилежащего ядра и для левой
    нижней лобной извилины звуковое сопровождение не меняет картину возбуждения.
    Рисунок из обсуждаемой статьи в Neuroscience

    Эта работа показывает, что индивидуальное восприятие музыки
    имеет определенную генетическую базу. Хорошо известно, что есть люди, которым
    музыка доставляет удовольствие, — они чувствительны к хорошей и
    плохой музыке. А кто-то, наоборот музыкальные вечера с удовольствием бы
    променял на что-то другое, потому что не чувствует в музыке красоты. Глупо
    таких людей за это осуждать, утверждая, что они недоучки или у них
    недостаточно развито чувство прекрасного. Лучше разобраться, какие они получили
    гены — это и для них не так обидно и для науки полезно. Ученые надеются,
    что, зная генетическую подоплеку музыкального чувства, можно будет каждому
    подобрать музыку под настроение.

    Источник:
    Элементы

    Литература

    Источники: 
    1) T. Quarto, M. C. Fasano, P. Taurisano, L. Fazio,
    L. A. Antonucci, B. Gelao, R. Romano, M. Mancini,
    A. Porcelli, R. Masellis, K. J. Pallesen,
    A. Bertolino, G. Blasi,
    E. Brattico. Interaction between DRD2 variation and sound environment on
    mood and emotion-related brain activity // Neuroscience.
    2016. DOI: 10.1016/j.neuroscience.2016.11.010.
    2) Elvira Brattico, Marcus
    Pearce. The Neuroaesthetics
    of Music // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the
    Arts
    . 2013. — Очень содержательный обзор для тех, кому интересна эта
    тема.

    Источник: http://psypress.ru/articles/

    Три новых факта из жизни мозга


    1. Мозг думает
    телом

    Вот, к примеру, вздумалось вам почитать античного поэта
    Катулла*. Ваши глаза
    пробегают по строчкам:

    По морям промчался Аттис на летучем, легком челне,
    Поспешил проворным бегом в ту ли глушь фригийских лесов,
    В те ли дебри рощ дремучих, ко святым богини местам.
    Подстрекаем буйной страстью, накатившей яростью пьян,
    Оскопил он острым камнем молодое тело свое.

    На этой последней фразе читатель мужского пола почувствует,
    вероятно, неприятный холодок в нижней части тела («где бодрый серп
    гулял»
    , как по другому случаю высказался другой поэт, Федор Тютчев).
    Смотрите, что это означает на языке нейробиологии: пока вы читали фразу, ваш
    мозг занимался распознаванием слов. В нем, в мозгу, есть особые зоны,
    специализирующиеся на понимании языка. Однако неприятный холодок, ощутимый
    почти физически в момент прочтения заветного слова, говорит нам о том, что тут
    в дело зачем-то включились совсем другие области мозга — те, что заведуют
    обработкой сигналов от периферических частей тела.
    Вопрос: это так случайно получилось в процессе восприятия
    художественного текста или здесь кроется какой-то важный аспект работы
    мозга?

    Даже если наш читатель полагает, что вопрос этот дурацкий,
    нейробиологи так не думают. Более того, они уже довольно давно изучают
    указанный феномен. Еще в начале 2000-х
    было установлено, что когда человек слышит глаголы «бежать»,
    «бить» и «целовать» — наблюдается приток крови к областям мозга,
    контролирующим, соответственно, ноги, руки и губы. В свете мысленного
    эксперимента с текстом Катулла, поставленного нами в начале этого раздела,
    такие результаты вовсе не кажутся удивительными. Главный вопрос вот в чем: так
    ли уж необходима эта активность моторной и сенсорной коры для понимания того,
    что мозг только что услышал или прочитал? Возможно, это просто побочный эффект:
    сперва части мозга, специализирующиеся на языке, понимают сказанное, а уж затем
    другие части испытывают легкое возбуждение, хотя никто их об этом и не
    просит?

    Альтернативная точка зрения состоит в том, что это явление —
    неотъемлемая часть понимания языка. В ее пользу говорит
    тот факт, что моторные области реагируют на глаголы, означающие
    действие, очень быстро, всего через 80 миллисекунд, заведомо быстрее, чем
    происходит понимание слова. Эта точка зрения набирает популярность, но
    финальный вердикт пока не вынесен.

    Именно эту гипотезу и пытались обосновать нейробиологи из
    Высшей школы экономики в Москве, в том числе Юрий Штыров и
    Андрей Мячиков. Этой теме посвящена их
    недавняя научная работа, опубликованная в журнале
    Neuropsychologia.

    Чтобы выбрать одно из двух объяснений, надо сделать вот что:
    каким-то образом помешать моторной коре участвовать в работе над пониманием
    текста. Если понимание ухудшится или замедлится, значит, мозгу для этого
    действительно необходимо задействовать самые разные участки, а не только
    пресловутые языковые центры в левом полушарии. А если нет, то нет.

    «Мешать мозгу» в наше время принято с помощью
    транскраниальной магнитной стимуляции: импульс магнитного поля временно
    отключает определенные участки коры. Это не более вредно, чем МРТ, а потому 28
    добровольцев для опытов найти оказалось несложно. Именно им и предложили две
    задачи. В первой надо было быстро (с помощью нажатия кнопки) определить, имеет
    ли появившееся на экране слово какой-то смысл. Например: «рисуешь» — жмем
    правую кнопку, «шмакишь» — жмем левую. Вторая задача чуть посложнее, поскольку
    требовала не просто понять, что слово осмысленно, но и разобраться, что оно
    значит. Испытуемые должны были отличить конкретные действия от абстрактных, к
    примеру: «пишешь» — конкретное действие, «веруешь» или «простишь» —
    абстрактные.  

    А пока испытуемые решали задачки (вернее, в течение 200
    миллисекунд после появления слова перед их глазами) — магнитный импульс
    устремлялся сквозь их черепные коробки к моторной коре, к той ее части, что
    управляет движениями правой руки. Вы ведь наверняка заметили, что и «рисуешь»,
    и «пишешь» — действия, производимые рукой?

    Если читателю интересны экспериментальные тонкости, оговорки
    и поправки, отправляем его к статье по ссылке, не такая уж она и сложная,
    особенно если вы нейробиолог по диплому. Остальным же сообщаем результат: да,
    эффект действительно наблюдался. То есть на способность отличать осмысленные
    слова от бессмысленных магнитный удар по моторной коре никак не влиял. А вот в
    выборе между абстрактным и конкретным действием (когда необходимо было понять
    смысл слова) различие было очевидным: при угнетении моторной коры конкретные
    глаголы «рисуешь» и «пишешь» распознавались медленнее, а абстрактные «веруешь»
    и «простишь» — напротив, быстрее. Итак, моторная кора нам нужна не только для
    того, чтобы без толку руками махать или рисовать каляки-маляки, но и для
    понимания языка.

    У внимательного читателя не может не возникнуть вопрос. Ну
    хорошо, «рисуешь» — это простой понятный глагол, взял карандаш в руку и рисуй.
    Но ведь его можно употребить и в другом значении, например: «В своей речи ты
    рисуешь светлые перспективы» — никакая рука тут явно не участвует. Или, к
    примеру: «Ты вчера так нажрался — ни петь, ни рисовать». Нужна ли моторная кора
    для понимания вот таких фигуральных оборотов речи?

    Не все сразу, о торопливый читатель. Над этим ученые из
    Высшей школы экономики работают прямо сейчас, а результаты собираются доложить
    на конференции в
    Сан-Франциско в конце марта. Если верить опубликованным тезисам их
    сообщения (а тезисы — это полстраницы текста безо всяких подробностей), в
    «фигуральных выражениях» следует различать метафору и идиому. Например,
    «бросить камень» — буквальное значение. «Бросить курить» — метафорическое
    употребление, где вместо «бросить» можно употребить глагол «перестать» или
    «завязать». «Бросить тень» — идиома: ее невозможно разложить на отдельные слова
    и понимать их в отрыве друг от друга. Вроде бы получается, что для понимания
    метафоры моторная кора не нужна. А вот идиомы в этом смысле ведут себя
    совершенно как буквальные значения глаголов…

    …Но тссс. Авторы исследования убедительно просили нас не
    вдаваться в подробности этой работы. Упомянуть о ней нас побудил лишь тот факт,
    что не слишком часто высококачественный научный результат публикуется учеными
    из родной страны. Штыров, Мячиков и их коллеги (хоть они и работают не только в
    Москве, но и в датском Орхусе, и в английском Ньюкасле) — как раз те самые
    люди, к которым можно в самом буквальном смысле отнести выражение «российская
    наука». И раз уж 8 февраля мы
    празднуем День этой самой российской науки, это отличный повод
    поздравить соотечественников и рассказать об их достижениях — надеюсь, ничего
    не переврав и не запутав.

    А поскольку два следующих раздела к российской науке уже не
    относятся, мы изложим их гораздо короче и конспективнее.

    2. Мозг знает, чего он не знает


    «Эн эда оти уден эда», — якобы сказал Сократ (то есть,
    возможно, это вообще придумал Платон, и уж наверняка фразу переврал тот, кто
    перевел ее обратно с латыни на греческий). Мне кажется, Сократ такого не
    говорил, потому что «Я знаю, что ничего не знаю» — это какое-то пустословие, а
    он все-таки был мудрец. Другое дело — точно знать, что именно ты знаешь и чего
    не знаешь: такое внушает уважение. А для этого неплохо бы иметь в голове
    какой-то реестр собственных знаний, храня его отдельно от знаний как
    таковых.

    У нас в головах такой реестр точно существует. Доказать это
    проще простого: иначе не было бы этих мучений при виде знакомого лица актера,
    которого вы точно знаете, но хоть убей не помните, как его зовут и где он
    снимался. Мозг точно уверен, что этот актер в памяти есть. Однако найти
    соответствующую запись почему-то сразу не получается. Есть и обратный эффект,
    «дежавю»: это когда мозгу почему-то кажется, что ситуация знакомая, а на самом
    деле ничего такого с ним раньше не было, а просто показалось.

    Нейробиологи говорят об этом так: кроме собственно памяти, в
    мозгу также имеется «метапамять» — это как раз память о том, что мы помним (или
    должны помнить), а что нет. Но вот чего нейробиологи до последнего времени не
    знали, так это где именно в мозгу содержится эта бесценная картотека. Японские
    исследователи выяснили это только сейчас.

    Опыты они ставили не на людях, а на макаках. Мартышкам
    предлагали серию картинок, а затем через некоторое время предъявляли картинку
    для опознания. К ним было всего два вопроса: «Видела ли ты, о обезьяна, эту
    картинку раньше? Насколько ты уверена в том, что ее не видела (или видела)?»
    Разумеется, макак спрашивали не словами, а тем способом, каким обычно общаются
    с макаками: при правильных реакциях они получали награду, а за ошибки
    приходилось расплачиваться. Тем временем обезьяний мозг рассматривали с помощью
    МРТ.

    И вот она, метапамять: два ярких очага в префронтальной
    коре. Один, похоже, отвечает за память о недавних событиях, другой — об
    отдаленных. А затем (как удачно, что опыт ставили на животных, а не на людях!)
    макакам отключили соответствующие центры мозга и снова заставили делать ставки
    на то, точно ли они уже видели показанную картинку, или им показалось.
    Результаты ухудшились значительно. При этом — в чем в отдельном опыте убедились
    исследователи — сама память о просмотренных картинках никуда не делась. Просто
    обезьяне гораздо сложнее было уверенно сказать о незнакомой картинке, что она и
    впрямь никогда ее не видела.

    Эта работа — маленький шаг к пониманию механизмов памяти.
    Когда эти механизмы будут разгаданы, наши потомки уже никогда не окажутся в
    жуткой ситуации, когда вроде бы идет навстречу знакомый мужик, но, может, он и
    не знакомый, а просто примерещилось. Тогда люди станут счастливее и
    гармоничнее.

    3. Мозг спит, чтобы забыться

    Некоторым, в особенности молодым людям, нередко кажется, что
    спать — только зря терять время. Пока мы бодрствуем, мы узнаем много нового,
    накапливаем впечатления, иногда даже чему-то учимся. А потом раз! — и вырванные
    из жизни восемь часов черноты. И бывает так, что проснулся, а кое-что из
    вчерашнего и не помнишь, хоть
    убей. Недавние статьи исследователей
    из университета Джонс Хопкинс в США показывают, что на самом деле примерно ради
    этого мы и спим.

    Днем, когда происходит главная движуха, мозг обрабатывает
    впечатления, запоминает их и делает выводы. О том, как примерно это происходит,
    догадался еще Эрик Кандель, получивший за это в 2000 году Нобелевскую премию.
    Он исследовал нейроны моллюска аплизии, обучая ее нехитрым моллюсковым урокам
    (например, «если гладят по сифону, то сейчас начнут бить»). Оказалось, что
    этому конкретному уроку соответствует разрастание одного конкретного синапса,
    то есть соединения между нейронами. Итак, пока мы бодрствуем, мозг что-то
    запоминает, и в нем разрастаются и укрепляются синапсы между нейронами.

    Ну так вот, говорят американские нейробиологи: а когда мозг
    спит, синапсы уменьшаются! То есть не все: самые главные и мощные синапсы
    становятся только злее, а вот второстепенная чепуха, не в меру разбухшая в часы
    бодрствования, напротив, теряет силу. В результате мыши (именно их мозги и
    нейроны использовались в экспериментах) «консолидируют» воспоминания: сохраняют
    в памяти важное и забывают ненужную ерунду. Однако общая масса и мощь синапсов
    практически не увеличивается. Таким образом, процесс можно повторять
    много-много раз: учиться новому, потом спать, а на свежую голову снова учиться.
    Если бы не этот этап сна, синапсы в мышином мозгу разрослись бы до
    чрезвычайности задолго до того, как бедная мышь успеет сколь-либо заметно
    поумнеть.

    Таким лапидарным выводом исследователи не ограничились, а
    распутали все главные молекулярные механизмы, участвующие в этом процессе. Если
    кто-то ими заинтересуется, пусть прочтут оригинальные статьи в Science. А если
    читатель уже подустал от наших научных штудий, пусть идет спать: все синапсы,
    вздувшиеся в его мозгах в процессе чтения статьи, за ночь растворятся без
    следа, и тогда он на свежую голову почитает другую заметку о чем-нибудь
    еще. 

    * В переводе А. И. Пиотровского

    Литература

     

    Источник: http://psypress.ru/articles/

    Исследователи предполагают, что имя влияет на черты лица


    Ваше имя может повлиять на
    формирование черт вашего лица: компьютерный анализ, проведенный специалистами
    SayA, показал, что люди с одинаковыми именами чаще имеют сходные черты вокруг
    глаз и рта.

    Данное предположение может быть верным. Читать далее «Исследователи предполагают, что имя влияет на черты лица»

    Вспомнить то, чего не было

    Наша память живет своей отдельной жизнью, которая не всегда
    совпадает с реальностью. Кто не ловил себя на мысли, что любая история из
    прошлого со временем обрастает невероятным количеством деталей, а ее различные
    версии перестают сходиться? И дело тут не только в нашей природной склонности к
    хвастовству и кичливости. Отчасти виновницей всего этого безобразия является
    наша собственная память. По правде говоря, мы даже не можем быть уверены в том,
    что наши воспоминания действительно принадлежат нам.


    Звучит удручающе, но это так. Недавно
    команда американских ученых опубликовала статью
    о внедрении ложных воспоминаний. Они провели въедливый
    мегаанализ, собрав в нем практически всю имеющуюся научную информацию о
    внесении фальшивых воспоминаний. На выходе получилось грандиозное обобщение
    восьми независимых обзорных статей, в каждой из которых рассматривались данные
    множества научных работ.

    Результат обескураживает. Почти в половине случаев (в 46,1%)
    ученым удавалось внедрить ложные воспоминания в память подопытных. Испытуемые в
    той или иной степени соглашались с рассказами о событиях из их жизни, которые
    на деле никогда не происходили. А зачастую подопытные даже детально описывали
    вымышленные ситуации.

    Мы привыкли верить, что память — самое постоянное и
    сокровенное, чем мы владеем. Предметы, лица, события появляются и исчезают. Но
    мы уверены, что все пережитые моменты будут записаны в памяти, как сцены нашего
    детства в видеоархиве родителей. Если мы хотим вернуться в прошлое, нам
    достаточно лишь вспомнить его. Тут-то мы себя и обманываем. На деле «вспомнить»
    может мало чем отличаться от «придумать», а имплантация фальшивых воспоминаний
    извне давно уже стала делом техники.

    • Иллюзия памяти

    Вряд ли кто-то в мире знает о феномене ложных воспоминаний
    больше, чем профессор университета Калифорнии Элизабет Лофтус. Более 40 лет
    исследований механизмов памяти принесли ей известность ведущего эксперта по
    ложным воспоминаниям в мире. Захватывающее и яркое описание ее научного пути
    можно
    найти здесь.

    В одной из своих первых академических работ Лофтус изучала
    влияние характера вопроса на воспоминания человека о произошедшем. Так, если
    после
    просмотра видео с автоаварией у зрителей спрашивали, с какой
    скорость двигались врезавшиеся (smashed) друг в друга автомобили, то зрители
    давали большую оценку скорости, по сравнению с теми, кто услышал, что
    автомобили столкнулись (collided) или ударились (hit). Сама форма того, как мы
    обращаемся к памяти, влияла на ее воспроизведение. Примерно в то же время
    Лофтус начала выступать в качестве эксперта по достоверности свидетельских
    показаний на судебных заседаниях. На сегодняшний день Лофтус поучаствовала в
    более чем 250 судебных разбирательствах. В ходе этой непростой работы и
    проведения параллельных опытов на добровольцах она убедилась в том, что
    показания очевидцев могут быть подвержены влиянию самых разных обстоятельств.
    Содержащаяся в памяти
    информация легко смешивалась, путалась и вытеснялась вновь
    пришедшей.

    Получается, что память динамична, и, влияя на наши решения,
    она сама легко искажается под действием новых впечатлений и опыта. Даже просто
    размышляя о прошедшем, мы изменяем нашу память о нем. Впав в высокопарность,
    можно даже заявить, что она похожа вовсе не на камень с высеченным рельефом
    (как принято думать), а на мягкую податливую глину, мнущуюся при каждом
    касании. При этом, как мы только что узнали, одним из самых мощных средств
    внедрения ложной памяти является наше собственное воображение. Грань между
    «вспомнить» и «придумать» оказывается исчезающе тонкой.

      Большинство воспоминаний о
      сексуальном насилии просто могли быть имплантированы в память при чтении книг и
      посещении психотерапевтов.

      Пожалуй, наиболее захватывающий этап в карьере профессора
      Лофтус начался на заре 90-х. В это время ее заинтересовали подозрительно
      многочисленные случаи судебных исков о сексуальных домогательствах. Зачастую
      обвиняющей стороной были женщины, внезапно вспомнившие о преступлении,
      произошедшем в их детстве — многие годы, а то и десятилетия назад. Самое
      интересное заключалось в том, что изрядная часть таких воспоминаний происходила
      на приеме у психотерапевта. Могло ли влияние психотерапии спровоцировать
      появление ложных воспоминаний? Лофтус начала свое расследование.

      Оказалось, что психотерапевты в обязательном порядке
      спрашивали пациентов о детских травмах, связанных с насилием, а популярные
      книги по психологии приводили целые списки потенциальных симптомов, характерных
      для жертв растлителей. Если возможная жертва и не помнила самого факта
      случившегося, ей предлагалось представить, как и при каких обстоятельствах ее
      могли домогаться. Тут и могла скрываться разгадка. Львиная доля воспоминаний о
      сексуальном насилии просто могла быть имплантирована в память при чтении книг,
      посещении психотерапевтов или специализированных групп самопомощи. Лофтус
      оставалось только подтвердить эту догадку экспериментально: попытаться самой
      внедрить ложное воспоминание в сознание человека.

      • Архитектор воспоминаний

      Уже 5-й день подряд Крис подробно описывает свои детские
      воспоминания в дневнике. Ему 14, но его записи подробны и кропотливы. Сейчас он
      пишет о том, как в возрасте 5 лет они семьей, как обычно, поехали за покупками
      в торговый центр. Крис отошел от родителей в сторону и потерялся. «Ох, вот я и
      попал в беду…» — пронеслось в голове. Плача от ужаса, он был уверен, что
      никогда больше не увидит свою семью. Мальчик стоял в слезах, пока его не нашел
      пожилой мужчина. Добрый незнакомец был лыс, но выглядел «реально круто»: на нем
      была синяя фланелевая рубашка, а на носу блестели очки. Старик отвел его к
      матери, которая уже готовилась задать взбучку непутевому отпрыску.

      Нужно ли говорить, что Крис никогда не терялся в торговом
      центре? А крутого старикана в очках на самом деле не существовало. Но подросток
      не кривил душой, заполняя вечерами свой дневник. Он искренне верил в то, что
      описывал. Просто команде Элизабет Лофтус впервые удалось провести эксперимент
      по имплантации воспоминаний.

      Перед проведением ставшего уже классическим опыта
      исследователи заручились полной поддержкой родственников испытуемых и получили
      от них всю необходимую информацию. В ходе самого эксперимента, каждому
      участнику предлагалось несколько правдивых историй и одна ложная — о том, как в
      возрасте 5 лет он потерялся в торговом центре и был найден пожилым человеком,
      который отвел его к родителям. Далее подопытному было необходимо в течение
      нескольких дней записывать свои воспоминания об упомянутых эпизодах, стараясь
      воспроизвести произошедшее максимально подробно. В конце каждый участник
      проходил через собеседование с исследователем. 29% испытуемых ложно вспомнили
      никогда не случавшийся с ними эпизод в торговом центре.

        Психологи убеждали людей в
        том, что в детстве они летали на воздушном шаре, показывая им поддельные
        фотографии. 50% подопытных согласились с этим
        фактом.


        Кажется, профессор Лофтус пришла к
        идеальному рецепту внедрения ложного воспоминания. Сначала вы должны получить
        доступ к личной информации человека, а также заручиться его доверием или
        помощью тех людей, которым он доверяет. Затем внесите само воспоминание и
        всячески стимулируйте воображение объекта. Сухой факт сам со временем обрастет
        подробностями и с большой вероятностью станет воспоминанием. Присмотревшись,
        можно увидеть, что вся эта схема здорово напоминает хитроумный план героя Ди
        Каприо
        из оскароносного блокбастера.

        Детское воспоминание о том, как потерялся в торговом центре,
        в целом нейтрально и обыденно. Но как быть с исключительными и эмоционально
        неприятными событиями? Оказалось, что они тоже неплохо имплантируются в память,
        главное — убедить субъект в том, что произошедшее с ним — вполне обыденное
        явление. В одной из следующих работ Лофтус грамотно подобрала тексты
        мистического содержания, и целых 18% наивных флорентийских
        студентов подтвердили, что видели в детстве одержимого демонами.

        Но все же самого стенобитного эффекта удалось достичь,
        используя связку из всех описанных техник и поддельных фотографий. Да, ученые
        тоже фотошопят! В исследовании 2002 года, проведенном уже без участия
        профессора Лофтус, группа психологов из Канады и Новой Зеландии убеждала людей
        в том, что в детстве они катались на воздушном шаре, показывая им поддельные
        фотографии. 50% подопытных (половина!) так или
        иначе согласились с фактом своего полета в корзине.

        • По следам Министерства Правды

        Размышляя о теме ложных воспоминаний, просто невозможно
        пройти мимо вопроса подлинности истории. Не удалось это и уже знакомой нам
        Элизабет Лофтус. Если даже память о глубоко личных событиях так легко
        фальсифицируется с помощью фотографий, то что говорить об общественных
        событиях, воспоминания о которых постоянно перемалываются жерновами массмедиа!
        Наверняка ложные свидетельства будут легко искажать память об исторических
        событиях. Впрочем, это еще оставалось доказать.

        В
        своей работе 2007 года Лофтус с коллегами использовала
        фотографии двух резонансных политических событий: волнений на пекинской площади
        Тяньаньмэнь 1989 года и римских протестов против иракской войны 2003 года. В
        первом случае был взят
        знаменитый снимок одинокого бунтаря, преграждающего путь танковой
        колонне. Засев за компьютеры, ученые добавили к каноничной сцене толпы
        демонстрантов, стоящие по обе стороны от техники. На фото же римской мирной
        демонстрации в толпу вписали пару-тройку радикального вида молодчиков в
        повязках на лице и противогазах.

          Судя по
          всему, Оруэлл был прав: тот, кто управляет настоящим, действительно
          способен властвовать над прошлым.

          44% и 45% опрошенных признали, что видели раньше только что
          сфабрикованные снимки из Пекина и Рима соответственно. Но ученые не ставили
          своей целью изучить легковерность подопытных. Главной частью исследования была
          оценка добровольцами количества восставших на Тяньаньмэнь весной 1989-го и
          уровня насилия в Риме на митингах 2003-го. В обоих случаях подделки сработали
          безотказно: люди, просмотревшие фальсифицированные кадры, говорили о большем
          количестве протестующих в Пекине и необычайном накале противостояния в Риме,
          относительно тех, кому достались оригинальные фото.


          Судя по
          всему, Оруэлл был прав: тот, кто управляет настоящим,
          действительно способен властвовать над прошлым. Как ни страшно это сознавать, в
          наши дни
          работа Министерства
          Правды — не изощренная фантазия, а всего лишь вопрос техники и
          политической воли.

          Время непрерывно превращает настоящее в прошлое: галактики
          разлетаются из центра вселенной, вода течет, дым тает на ветру, человек
          стареет. Время определяет направление всех физических процессов, и современному
          человечеству не известны принципы, позволяющие обратить его ход вспять.
          Кажется, что лишь одна вещь в мире может хотя бы отчасти противостоять времени.
          Это наша память. Но, как мы видим, и ее точность не абсолютна и по каким-то
          причинам зависит от чудовищного количества условий, а главное — от нашего
          собственного воображения.

          Источник: http://psypress.ru/articles/