Во всем мире проложено миллионы километров дорог. Однако они прибавляют человечеству как минимум две проблемы: хороших шоссе и трасс все равно не хватает, а те что есть — серьезный источник загрязнения окружающей среды. Источники решения этих задач порой находят в использовании новых материалов для изготовления более качественного и экологического покрытия. Так и появляется дорога из пластика, соли и даже туалетной бумаги. Вашему вниманию 5 самых неожиданных дорожных материалов.
1. Туалетная бумага
Сегодня и туалетная бумага может стать дорогой. /Фото: lktdh.ru
Кажется, что туалетная бумага, которую порой изготовляют из переработанной макулатуры, сама по себе вторсырьем быть не может. Особенно после того, как ее использовали по прямому назначению. Однако голландские компании KNN Groep и CirTec решили иначе — по их задумке, переработанная бумага вполне может заменить традиционное дорожное покрытие.
Бумага в процессе переработки. /Фото: morefactov.ru
Была придумана фильтрующая установка, работающая непосредственно с использованной туалетной бумагой, которую в прямом смысле слова «спустили в унитаз». Там она очищается, прессуется и становится готовой к использованию в дорожном строительстве.
Разработчики этого метода переработки туалетной бумаги считают, что такое вторсырье можно использовать и в производстве других товаров. Но только тех, которые не требуют непосредственного контакта с кожей человека.
2. Техническая соль
Соленый асфальт против гололеда. /Фото: mediabrest.by
Одной из самых важных задач, которую требуется решить дорожным строителям — это сделать покрытие максимально безопасным круглый год. Ведь часто скользкая дорога становится причиной транспортных происшествий. На данный момент самой распространенной практикой борьбы с гололедом остаются реагенты с солью. Но они вредны и для дороги, и для шин, и для обуви. Выход нашли в Турции.
Соленые пластины для дорожного покрытия. /Фото: oocpeh.com
В стамбульском университете Коч изготовили необычное «антискользкое» покрытие, изначально включив в его состав техническую соль. Такая дорога не позволяет намерзать воде в морозную погоду и оказывается менее вредной для человека и машин, чем обычный асфальт, посыпанный соленым реагентом.
3. Пластик
Шотландская пластиковая дорога. /Фото: bigmir.net
Проблема утилизации и переработки пластика, который не разлагается в естественных условиях и серьезно загрязняет окружающую среду, стоит перед учеными не одно десятилетие. Переработку таких отходов практикуют во многих странах мира. А вот в Шотландии придумали, как можно решить одновременно две непростые задачи: куда утилизировать использованный пластик и как уменьшить расход времени и средств на периодический ремонт дорог.
Качественная дорога из пластиковых бутылок. /Фото: racurs.ua
Так, сотрудники компании MacRebur, специализирующейся на материалах с добавлением пластика, решили изготовить из него дорожное полотно. Получается оно прочнее и долговечнее обыкновенного асфальта. Более того, если такая технология станет массовой, то проблема загрязнения пластиком природы заметно уменьшится: по информации Novate.ru, для производства тонны «дорожной пластиковой смеси» необходимо 80 тысяч пластиковых бутылок.
4. Старые автомобильные покрышки
Шины, которые отъездили свое, стали дорогой. /Фото: andakor.com
Еще одни отходы, которые не утилизируются естественным путем, стали материалами для дороги. Вторсырье из старых шин уже давно применяется в разных сферах и отраслях деятельности. Но недавно отжившие свое покрышки стали использовать и в дорожном строительстве. А недавно эту технологию уже стали внедрять в разных странах.
Строительство резиновой дороги в Польше. /Фото: klaxon.ru
Тогда израильская компания Tyrec Ltd, занимающаяся переработкой автомобильных шин в разные виды вторсырья — от крошки до гранул, и решила изготовить из него полноценную дорогу. По мнению разработчиков, покрытие из такого материала довольно мягкое и упругое, и при этом достаточно прочное.
5. Солнечные батареи
Дорога, которая вырабатывает энергию. /Фото: utem.org.ua
«Зеленая» энергия должна уберечь человечество от фатального загрязнения среды и глобального потепления. Ту же цель преследуют те, кто ищет новые материалы для дорожного строительства. А вот французские разработчики смогли объединить решение обеих проблем одной инновацией — создать шоссе и трассы из солнечных батарей. И эту идею уже поддержало правительство.
«Солнечные дороги» уже активно строят по всей Франции. /Фото: finance.ua
Технология, по словам специалистов, довольно проста: дорога строится из солнечных панелей Wattway, которые предварительно укрепили, чтобы они выдерживали нагрузку проезжающих по ним автомобилей. Основными достоинствами технологии называют износостойкость, способность вырабатывать энергию и функция приспособления к изменению температуры воздуха. К 2021 году планируется построить 1 тысячу километров «солнечных дорог» по все территории Франции.
Интересный факт: этот объем сможет обеспечивать энергией до 8% населения страны.
В продолжение темы: соленый асфальт — не единственный способ борьбы с гололедом, ведь существует дорога, которая умеет…впитывать воду: «Пьющий бетон», или дороги, которые умеют уничтожать лужи
Источник: