Футбол
Что мы помним о нашем футболе периода девяностых? Тотальная разруха, очень слабый уровень чемпионата. Правда, если не говорить о играх Спартака, другие наши клубы выбивали Валенсию и Манчестер Юнайтед из Еврокубков обыгрывали мадридский Реал, Нант, который на тот момент готовился стать Чемпионом Франции, мюнхенскую Баварию (хоть потом Локомотив и получил дома пятерку в свои ворота), еще раз Валенсию, а наша седьмая команда чемпионата выходила в финал кубка Интертото, но уровень был слабый, так принято говорить.
Почему уровень был слабый? Несколько причин вспоминают уважаемые эксперты и просто любители футбола. И слабый уровень игроков в период после развала Союза, и нищету футбольных клубов. Но одна из главных причин считается беспрекословной. В Российском футболе девяностых образовалась раковая опухоль. Имя ей Спартак.
И тут возникают вопросы — что же такого сделал московский клуб, чем навлек на себя гнев многих любителей футбола? Ответ прост — скупал всех звезд. На фоне нищеты прочих клубов, Спартак был самым стабильным и процветающим. Стоило показать руководству этого клуба пальцем на какого-нибудь молодого таланта, и он тот час же надевал красно-белую футболку. Очень любят об этом говорить болельщики ЦСКА, хотя тот период истории, где руководство армейского общества в любом виде спорта действительно показывало пальцем на спортсмена, и тот бежал к ним, при чем соблазняли его отнюдь не результатами и деньгами, а бумажками совершенно иного вида, с надписью повестка, они тактично обходят стороной.
Я долго слышал эту байку, видел ее на многочисленных форумах и пабликах. И вот, наконец, решил разобраться, так ли это на самом деле. Правду ли говорят наши эксперты и любители, или, как говорится в одном анекдоте, есть один ньюанс? Для этого проанализируем трансферные переходы Спартака периода девяностых, после развала СССР.
СЕЗОН 91/92
Это был первый сезон нового чемпионата. Из других клубов России в московский клуб пришли такие игроки как: Андрей Чернышов из Динамо и Александр Татаркин из Ростсельмаша. Динамо в прошлом, еще союзном соревновании заняло шестое место, Ростсельмаш же вообще не выступал в элите. Легенда Спартака и Российского футбола Андрей Тихонов пришел из скромного Титана.
Итог: из прямых конкурентов переходов не наблюдалось.
СЕЗОН 92/93
Состав первого чемпиона России пополнили такие футболисты, как Игорь Ледяхов из Ротора, занявшего девятое место во втором дивизионе, Андрей Гашкин и Александр Бондарь, из таких грандов России, как Знамя Труда и Эрзу (Ахмат ныне)
Итог: из прямых конкурентов переходов не наблюдалось.
СЕЗОН 93/94
Клуб пополнили Дмитрий Аленичев из Локомотива (пятое место Высшей Лиги), Валерий Масалитин из ЦСКА (на тот момент девятое место Высшей Лиги, сыграв за сезон 13 матчей)
Итог: из прямых конкурентов переходов не наблюдалось.
СЕЗОН 94/95
В этом году в клуб пришли Руслан Нигматуллин из КАМАЗа (Десятая команда Высшей Лиги), Андрей Афанасьев из Торпедо (одиннадцатая команда Высшей Лиги) Андрей Иванов из Динамо (вторая команда Высшей Лиги), Рашид Рахимов из Локомотива (третье место Высшей Лиги)
Итог: лишь на четвертый российский сезон Спартак позволил себе роскошь, и взял двух игроков из прямых конкурентов. Да каких!!! Из Динамо пришел Иванов, и из Локомотива Рашид Рахимов, которые не имели постоянной практики в своих клубах, сыграв каждый примерно по пол сезона.
СЕЗОН 95/96
В этот сезон лишь один игрок из Чемпионата России пополнил ряды спартачей — Сергей Горлукович. Он пришел из Алании, которая, на тот момент, стала чемпионом России.
Итог: из Чемпиона страны пришел Великий и ужасный Горлукович. Это был тот самый трансфер из прямого конкурента. Но есть одна загвоздка. Он провел целых ПЯТЬ матчей в том сезоне. Спартак начал разворовывать.
СЕЗОН 96/97
Дальше — больше. Ряды Спартака пополнила бригада из грозной тольяттинской Лады, выступавшей в Первом Дивизионе — Алексей Бахарев и Максим Бузникин. А из состава Уралмаша, занявшего элитное восьмое место в Высшем Дивизионе в Спартак перешел Мирослав Ромащенко.
Итог: из прямых конкурентов переходов не наблюдалось. Ну, конечно, если вы не считаете Ладу конкурентом Спартака девяностых.
СЕЗОН 97/98
Начнем рассказ с перехода в Спартак Андрея Сметанина, голкипера Московского Динамо, ставших по итогам прошлого сезона третьими в турнирной таблице. Анатолий Канищев перешел из Алании, ставшей в итоге лишь десятой.
Итог: из стана конкурентов перешел Сметанин, будучи игроком основы и одним из лидеров клуба. Канищев был один из лидеров Алании, но на момент перехода в Спартак, владикавказцы заняли по итогам сезона лишь десятое место, что никак не вяжется с конкуренцией.
СЕЗОН 98/99
Юрий Ковтун перешел в ряды москвичей из Московского Динамо, которые провалились и заняли лишь девятую строчку. Из Торпедо, которые закончили сезон на одиннадцатом месте пришли Булатов, Бушманов и Самароне
Итог: из прямых конкурентов переходов не наблюдалось.
СЕЗОН 99/00
Последний сезон двадцатого Века в России, и последний сезон, о трансферах которого я вам расскажу. И первым будет Николай Писарев, игрок Динамо, которые финишировали пятыми по итогам сезона, и отстали от Спартака почти на 30 очков. Далее следуют Александр Щеголев из Факела (Первый Дивизион) и вновь Анатолий Канищев из Алании, которые закончили сезон на шестой строчке.
Итог: из прямых конкурентов переходов не наблюдалось.
ГЛАВНЫЕ ИТОГИ
Друзья, многих лидеров прямых конкурентов, которые перешли в Спартак вы насчитали? Много баек ходят о нашем футболе. Многие из них основаны на вполне реальных событиях. Но многие из них основаны на лжи и ненависти. Сегодняшняя байка о Спартаке попадает именно под второй вариант. Спартак — главный доминант российского футбола девяностых. И вполне объяснимо, что многим это не нравилось. Именно поэтому клуб всячески пытаются оболгать, дабы принизить их достижения и оправдать слабые выступления своих любимых коллективов. Отсюда и мифические трансферы лидеров из прямых конкурентов. А после того, как в 1996 году чемпионат выиграла команда Георгия Ярцева, которую по праву называют детским садом, поскольку состояла она практически полностью из молодых необстрелянных пацанов, так и еще добавились мифическая супер-слабость чемпионата и подкупы чемпионатов. Ну и правда, разве команда, которая в Лиге Чемпионов выигрывала на групповом этапе шесть матчей из шести, находящаяся на тот момент в топ 10 клубов Европы по рейтингу УЕФА может выигрывать чемпионаты, кроме как с помощью продажных судей, многочисленных откатов и ограблений прямых конкурентов? А не важно. Может или нет, какая разница, если клуб хочется ненавидеть? Статистика и факты это для ботаников. Лучше придумать байку, и всячески вливать ее в уши неокрепших умов. Только вот в стане адекватных, трезвомыслящих людей такой дриблинг ушами не проходит.
Ну а в параллельной вселенной, в девяностые годы царил другой Спартак. Клуб, в котором играли Маслов, Веретенников, Яновский, Шмарко, Чугайнов, Хомуха, Харлачев, Хапов, и многие другие. Игроки, которые в те времена признавались лучшими на своих позициях. Но я вас уверяю, о большинстве из них современные фанатики баек даже никогда и не слышали. Слышали только об Аленичеве. О Карпине. О Титове. О Тихонове. О Цымбаларе. О Евсееве. О многих других легендах Спартака. Но есть один ньюанс — они не были трансферными ограблениями прямых конкурентов. А это ведь так неудобно, да?
Всего хорошего!
Источник: