НБА Хуан Карлос Наварро Барселона Ласса чемпионат Испании Мемфис Баскетбол
17 августа легенда испанского баскетбола Хуан Карлос Наварро завершил карьеру игрока. Он провел 20 сезонов в составе «Барселоны» и ушел на пенсию в возрасте 38 лет.
Наварро – очень крутой
За карьеру Наварро выходил на площадку в 1139 официальных играх и завоевал 35 различных чемпионств на клубном уровне: он 8 раз выигрывал чемпионат Испании, 7 раз – Кубок Испании, 5 раз – испанский Суперкубок, 1 раз – Кубок Корача и 12 раз – предсезонный кубок Каталонии, а также 2 раза становился чемпионом Евролиги. Наварро признавался самым ценным игроком в девяти турнирах и финалах. Самыми памятными титулами в его коллекции останутся титул MVP Евролиги в 2009-м и MVP финала Евролиги в 2010-м.
В общей сложности он набрал 13 609 очков за карьеру – 8 318 в чемпионате Испании, 4152 – в Евролиге, 466 – в Кубке Испании, 304 – в кубке Каталонии, 189 – в Суперкубке Испании, 169 – в Кубке Европы ФИБА и 11 – в Кубке Корача.
Наварро также войдет в историю как одно из главных действующих лиц суперуспешной в первое десятилетие XXI века сборной Испании. В составе национальной сборной Наварро выиграл чемпионат мира, два чемпионата Европы, а также две серебряных медали Олимпийских игр и одну бронзу.
Наварро даже поиграл в НБА
В НБА Наварро тоже успел поиграть, правда, всего лишь один сезон. На драфте 2002 года во втором раунде под 40-м номером его выбрал «Вашингтон Уизардс». Примечательно, что Наварро стал последним игроком, выбранным Майклом Джорданом на посту президента клуба.
Наварро переехал за океан только в сезоне 2007/08. При этом «Уизардс» и здесь облажались – в 2007-м году, когда Наварро согласился-таки на переход в НБА, у «Вашингтона» не было ни денег в платежке, ни подходящего исключения для заключения контракта с игроком (он был выбран во втором раунде, поэтому контракт с ним надо было заключать не по шкале для новичков, а как со свободным агентом, на которого «Вашингтону» принадлежали права), поэтому «Уизардс» пришлось обменять Наварро в «Мемфис» на условный пик в первом раунде.
Картина намечалась неплохая – в «Мемфисе» тогда играл друг, товарищ, кореш и братишка Наварро Пау Газоль. Вместе с Газолем-старшим они десятью годами ранее начинали свой путь в «Барселоне» и вместе добывали для Испании титулы на международных турнирах.
К сожалению, «Мемфис» начал сезон с результат 12-35, поэтому руководство «Гризлиз» решило запустить экстренную перестройку и обменяло Газоля в «Лейкерс» в том чудовищном трейде, который в свое время казался каким-то грандиозный провалом и сливом своего лучшего игрока за мешок квамебраунов.
Несмотря на такое предательство со стороны менеджеров «Мемфиса» и обмена лучшего (а возможно, и единственного) друга в обмен на кучу барахла, Наварро провел достойный первый сезон в НБА – набирал 10,9 очков за игру и реализовал 36% трехочковых, выбросив 432 броска из-за дуги (5,3 за игру). И это в те времена, когда 500 трешек за сезон были для игрока НБА потолком. По итогам сезона Наварро даже включили во вторую сборную лучших новичков сезона.
А что, если бы?
Наварро вернулся в «Барселону» после всего одного сезона в НБА. В интервью спустя годы после своего неоднозначного опыта выступлений в Америке, Наварро рассказывал, что
Чуть подробнее о последнем пункте. На драфте-2007 «Лейкерс» выбрали Газоля-младшего под 48-м номером, то есть даже еще ниже, чем Наварро. 1 февраля 2008-го права на Марка стали частью обмена Пау в «Лос-Анджелес». Изначально предполагалось, что это не более, чем формальность, но уже с первого сезона Марк доказал свою состоятельность, а еще пару лет спустя уже был полноценной звездой. «Гризлис» умудрились довольно быстро отойти от провала имени Хашима Табита, нашли свою фишку в виде олдскульного «грит-энд-грайнд»-баскетбола и несколько раз неплохо зарубились в плей-офф.
Как бы изменился путь Наварро, его наследие и судьба «Гризлис» начала 2010-х, если бы Хуан Карлос (которого хочется называть как будто по имени-отчеству, как Федора Михалыча или Владимира Семеныча) немножко потерпел, притерся бы к НБА и вошел бы вместе с лигой в пулялочную эру в статусе одного из самых пулялочных европейских игроков не просто своего поколения, но и вообще в истории?
Мог бы Наварро стать оптимальной опцией на роль пуляки-забиваки в пятерке, где его защитные недостатки брал бы на себя Тони Аллен, а умненькие и бескорыстные Шейн Баттье и Газоль постоянно бы кормили бы скидками на дугу? Нашел бы Наварро внутренний покой в раздевалке рядом с соотечественником в лице Газоля, а также испаноязычным Гревисом Васкесом? Могла бы стать «Ла Бомба» стать новым мемом среди болельщиков? А если бы Наварро поучаствовать или даже выиграл конкурс трехочковый на Уикенде звезд? Разве не смог бы Наварро доиграть в НБА до тех же 38 лет по типу Белинелли в качестве снайпера по найму? И разве не могло бы случиться так, что на Наварро в качестве бессовестного поливалки издали под конец карьеры обратил бы внимание один из контендеров и дал бы ему возможность поиграть в финале НБА?
Ни одной из этих фантазий не суждено было сбыться. Навваро в 2008-м было уже слишком много лет, он был уже слишком амбициозен, слишком пристрастился к комфорту своего европейского статуса суперзвезды и живой легенды.
Когда я искал информацию про Марчюлениса в НБА, то нашел такую вот любопытную цитату Криса Маллина про ожидания от европейца в НБА.
«Что я думал про приход Марчюлениса? Европеец – значит будет бросать в прыжке, будет мягким. Так, приедет, поиграет немного, попьет кофейку и уедет обратно в Европу, где продолжит быть звездой.
Шарунас с первого же дня тренировочного лагеря сломал все эти стереотипы. Он был прямой противоположностью всех этих представлений. Он играл яростно, лез под кольцо, был сильным, искал контакт. В отдельных моментах мы могли просто отдать все нити игры в его руки».
Знаете, что получается? Наварро оказался полным соответствием этого стереотипного представления. Его период выступлений в НБА так и остался «чашечкой кофе».
В отличие от, например, Джинобили.
Хуан Карлос vs. Ману
27 августа о завершении карьеры объявил аргентинец Ману Джинобили. Разница в реакциях на новости об уходе Наварро и Джинобили – колоссальная. У Ману – больше 100 комментариев на одном Sports.ru, множество постов, благодарностей, посвящений и материалов, объясняющий его крутость как игрока. У Наварро – 15 комментариев в тематической новости, ни одного текста с ретроспективой карьеры даже на английском языке. Добрыми словами Наварро помянули Ясикявичус и Газоли, про Джинобили высказались все начиная от Кобе Брайанта и Дирка Новицки и заканчивая Диего Марадоной и Лионелем Месси.
Почему так?
Если совсем коротко – потому что Ману популярнее. Но давайте разберем причины этого перевеса в популярности.
- Ману реализовал свой международный потенциал лучше
Испания громила всех и вся на международных турнирах в нулевых и начале десятых годов, причем не только в баскетболе. Но если пик мечтаний для футбольной сборной стал именно чемпионат мира, то в споре между баскетболистами решает, конечно, Олимпиада. Испанцы в 2006-м взяли титул чемпионов мира, но (а) не сыграли на турнире с США, поскольку американцев в полуфинале выбили греки (б) ни на одной из 5 Олимпиад с участием Наварро, так и не смогли взять золото.
Джинобили в Аргентине будут помнить еще и как творца великого триумфа на Олимпиаде в Афинах, который стал венцом для золотого аргентинского поколения в лице самого Ману, Карлоса Дельфино, Фабрисио Оберто, Андреса Насиони, Луиса Сколы и других.
Никто уже не помнит, что Испании в 2004-м люто не повезло сыграть с США на стадии ¼ финала из-за того, что американцы умудрились на групповом этапе занять аж 4 место. Мало кто припомнит и то, насколько ожесточенно испанцы рубились с американцами в финале ОИ-2008 в Пекине. Чуть-чуть не считается, поэтому одна золотая медаль Ману побьет всю россыпь серебра от Наварро.
- Стилистически Джинобили был более запоминающимся игроком
Во-первых, тут запросто работает аргумент, что Джинобили на каждом турнире в составе сборной Аргентины был ее лицом, сердцем и душой. Наварро, в свою очередь, даже в символическую сборную турниров не всегда попадал, ведь рядом с ним были Газоли, Хорхе Гарбахоса, Хосе Кальдерон, Руди Фернандес и Серхио Родригес.
Джинобили привнес в игру много нового и интересного, добился уважения и признания не только как баскетболист-функция, но и как творец, лидер и что-то вроде символа. Наварро при всех своих заслугах и крутости, так и остался локальным персонажем. А все почему?
- Джинобили – легенда не только для Европы, но и НБА
Вокруг этого пункта я изначально планировал закрутить весь текст.
Я не скрываю того факта, что для многих сравнение Наварро и Джинобили – надуманное и высосанное из пальца. Но это если смотреть объективно. Субъективно – я был шокирован той мизерной реакцией, которая была вызвана в мире баскетбола уходом Наварро. В моей голове этот человек стоял наравне с грандами европейского баскетбола, вроде Деяна Бодироги, Василиса Спанулиса или Димитриса Диамантидиса.
Этими мыслями я поделился со своим приятелем, который болеет за (сейчас всем станет его жалко) «Сакраменто» и следит за НБА даже дольше, чем я.
Его ответ?
«Чувак, я вообще понятия не имею, о ком ты сейчас говоришь».
Для меня это стало откровением. До меня дошла одна очень простая мысль.
Ты не можешь считаться звездой и легендой баскетбола, если не играл в НБА.
Мир стал однополярным. Сегодня, в 2018-м году, никакой Оскар Шмидт не может считаться значимым игроком, если не доказал свою состоятельность в НБА. Кто там попадает в символические сборные лучших игроков Евролиги? Нандо де Коло? Так это же тот резервист из «Сперс»! Спанулис? А это не тот, который в 2006-м приезжал играть за «Хьюстон» и в 31 матче набирал 2,7 очка и 0,9 передачи при 31,9% с игры и 17% издали? Алекс Швед? Бьет рекорды результативности в Евролиге? Помню, вроде даже в Матче новичков на Уикенде звезд участвовал. Просто, правда, сдулся как-то быстро.
Тебя зовут Хуан Карлос Наварро, и ты один из самых успешных европейских игроков последних 20 лет из числа тех, кто провел в НБА меньше 3 сезонов? Ты вообще ничего не значишь.
Теперь вся когорта европейских игроков распадается на две половинки – тех, кто чего-то добился в НБА и тех, чьи заслуги остались исключительно в Европе. В число первых естественно не могут попасть легенды XX века у которых совсем не было возможности пробиться в НБА просто потому что времена были другие (Дино Менегин, Крешимир Чосич, Никос Галис и прочие). В число вторых также будут входить те, кто имел шанс уехать в НБА, но либо не воспользовался им вовсе, либо не проявил себя в США полностью (Дино Раджа провел всего 3,5 сезона в НБА, Бодирога не поехал совсем).
Получается, что с какого-то момента понятие «европейский игрок» начинает сильно девальвироваться на фоне отсутствия опыта выступлений в НБА. Сейчас даже начинает казаться, что европейским легендам ранних лет «повезло», что у них не было возможности уехать в НБА. В противном случае ведь их наследие могло быть поставлено под сомнение, а историческая крутость, к примеру, Радивоя Корача дала бы слабину.
Когда случился этот перелом по части европейских игроков в НБА? Я думаю, начало века – оптимальная точка. Да, до этого был тот же Детлеф Шремпф, но он прошел стандартный путь студента, так что это не в счет. Европейцы, попавшие в НБА на рубеже веков, воспринимались как первопроходцы, носители чужеродного ДНК. Были и Петрович, и Кукоч, и Стоякович, и Рик Смитс, но параллельно с ними еще можно было худо-бедно сосуществовать в качестве европейской звезды.
В 2018-м у тебя такой возможности нет. Поэтому и едут в НБА Драгич, Шарич, Дончич, Валанчюнас и многие другие. Во многом из-за денег, конечно. Но отчасти еще и из-за того, что в НБА ты на виду, ты играешь против лучших из лучших, с тобой работают лучшие тренеры и врачи, о твоих подвигах на площадке пишут лучшие в мире журналисты, а структурой и продвижением лиги заняты лучшие в мире бизнес-специалисты. США – это грандиозный пылесос, собирающий у себя все самые яркие таланты (и далеко не только в баскетболе).
Тогда почему Лука Дончич не получает ни одного голоса в рейтинге игроков с драфта НБА-2018, который ждет самая продуктивная карьера в НБА? Наверно потому что в глубине души американцы все равно верят, что на каждого Ману Джинобили или Шарунаса Марчюлениса приходится не один и не два Хуана Карлоса Наварро, который предпочтет остаться в истории баскетбола на своих условиях.
Фото: globallookpress.com/Juan Carlos GarcÃA Mate, Xavier Bonilla, ZUMAPRESS.com, Meng Yongmin; Gettyimages.ru/Chris Graythen, Andreas Rentz, Tom Pennington
Источник: