Виртуальная реальность меняет систему тренировок, анализа и восстановления в футболе. Клубы АПЛ уже попробовали

травмы Кардифф Сити МЛС премьер-лига Англия Манчестер Сити Футбол

АПЛ – одна из самых технологичных спортивных лиг мира.

Виртуальная реальность все увереннее проникает в спорт. НБА с 2014-го организует VR-трансляции матчей. В НФЛ компания STRIVR разработала более 50 тысяч сценариев для тренировок игроков и около тысячи ситуаций для арбитров.

Недавно погружение в виртуальную реальность начали и клубы АПЛ. «Арсенал», «Ман Сити» и «Ливерпуль» подписали соглашение с Intel – с февраля их матчи можно смотреть в режиме VR. С 2018-го компания Sky VR проводит виртуальные туры по стадионам – погулять по новому стадио «Тоттенхэма» можно не выходя из дома. Даже на британском телевидении анализируют матчи при помощи виртуальной реальности.

Cтартап Mi Hiepa из Манчестера придумал, как использовать виртуальную реальность не для развлечения. В 2018-м Mi Heipa создал платформу Rezzil для тренировок профессиональных футболистов. Платформа состоит из оборудования (о нем ниже) и программного обеспечения, которое использует базу данных тренировок и матчей.

Платформа стала настоящим прорывом: ее уже купили «Ливерпуль», «МЮ», «Сити», «Юве» и даже некоторые клубы чемпионшипа («Халл» и «Бристоль»). Сейчас Mi Hiepa ведет переговоры с несколькими клубами MLS.

Как это работает?

Платформа работает через смартфон HTC и гарнитуру HTC Vive Pro (цена – $999).

Человек надевает кроссовки и щитки от RDX со специальными датчиками, очки виртуальной реальности, встает на травяной коврик 3х3 метра и переносится на виртуальное футбольное поле. Движения ногами молниеносно отображаются в виртуальной реальности. Чтобы игрок не столкнулся со стенами, его окружает неоновое кольцо.

Виртуальность максимально натуральна: можно настроить звуковое сопровождение (от тихой тренировки до ревущего котла стадиона), погоду (сухая трава или мокрая – тогда игрок будет скользить) и высоту газона. Законы физики соблюдаются: удар по виртуальному мячу ощущается как по реальному, а мяч ведет себя так же, как в жизни.

Посмотрите, выглядит впечатляюще.

В Rezzil загружено несколько десятков тренировок. Например, на проверку реакции: в игрока летит мяч, который нужно отбить определенной частью бутсы. Или проверка периферического зрения: нужно не поворачивая голову увидеть, сколько игроков сзади, и отправить мяч в ворота с нужным числом.

Почти все тренировки прокачивают когнитивные навыки: скорость мышления и реакции, видение поля, оценку развития эпизода, когнитивную гибкость (способность быстро приспособиться к новой ситуации). Работа с когнитивными навыками – одна из главных функций Rezzil.

Игрока оценивают по четырем параметрам (точность, скорость реакции, техника, самообладание) и начисляют баллы. За пять тестов максимум можно набрать 100 баллов. По количеству баллов легко отличить новичка от профи. Игроки из МЛС набирали в среднем 72. Американские игроки из колледжей – не больше 70. Профессионалы из Англии – в районе 80, а игроки из топ-клубов – 90. У обычного человека результаты намного скромнее: британский журналист The Telegraph Джей Булл, который тестировал Rezzil, набрал всего 62 очка.

Один из инвесторов стартапа – Компани. Он помогает придумывать тренировки

Mi Hiepa не единственная компания на рынке. Ее конкурент – Beyond – разработал похожий продукт и даже продал его телеканалу Sky Sports перед сезоном-2018/19. Посмотрите, как выглядел апрельский выпуск шоу MNF с Каррагером: разбирая гол Салаха «Саутгемптону», Карра нацепил очки виртуальной реальности и наблюдал за голом от лица египтянина.

😎 @Carra23 is @MoSalah

More from Carragher: https://t.co/D7P6VvUASD pic.twitter.com/jTSLxk0BpC

— Sky Sports Premier League (@SkySportsPL) 9 апреля 2019 г.

Разница в том, что Mi Hiepа ориентирован не на телевидение, а на внедрение в футбольные клубы. Для этого в ноябре 2018-го Mi Hiepa подписал контракт с капитаном «Манчестер Сити» Венсаном Компани – защитник инвестировал в стартап (сумму держат в секрете) и занял пост советника.

«Венсан – один из немногих игроков, которые больше 10 лет играют на высшем уровне. Его опыт и советы превратят Rezzil в продукт, который поможет тысячам игроков оставаться на элитном уровне», – восторгался сооснователь и спортивный директор Mi Hiepa Энди Этчес на презентации бельгийца.

С ноября Венсан несколько раз в неделю работает в манчестерском офисе Mi Hiepa: рассказывает о своем игровом опыте, тестит новые тренировки и предлагает, как их улучшить. Компани занимается этим не ради денег – он уверен, что за виртуальной реальностью будущее футбола: «Я убежден, что измерение и развитие когнитивных навыков станет очень важным. Лучшие таланты будущего будут сочетать физическую мощь со способностью адаптироваться к новым тактическим системам».

Mi Hiepa не первым придумал интегрировать виртуальную реальность в профессиональную подготовку (уже много лет на похожих тренажерах готовят пилотов), но именно он добился удивительного реализма и максимального разнообразия тренировок.

В виртуальной реальности можно прокачивать отдельные скиллы и анализировать соперника

Вот несколько важных преимуществ Rezzil перед классическими тренировками.

Уникальные возможности для аналитики

Mi Hiepa снимает каждый матч АПЛ специальным оборудованием и полностью воссоздает его в формате виртуальной реальности. Уже на следующий день после проигранной игры Сульшер может погрузиться с Рэшфордом в виртуальную проекцию игры и разобрать ошибки форварда.

Помощник главного тренера «Кардиффа» Кевин Бэквелл разобрал эпизод с забитым мячом Лофтуса-Чика в мартовском матче с «Челси» и остался в восторге. Неудивительно, ведь Блэквелл смотрел эпизод в виртуальном реальности, глазами защитника Ли Пелтьера, из-под которого забили.

«Меня поразила возможность погрузиться в виртуальную реальность и понять, почему игрок принял именно такое решение. Я понял, что мешало Пелтьеру оттолкнуть от себя Лофтуса-Чика. С точки зрения изменений для игры VR – самая революционная вещь, которую я видел за долгое время».

Неудивительно, что первыми в Англии Rezzil купили главные тактические перфекционисты – Клопп и Гвардиола.

Забавно, что их едва не опередил Луи ван Гал – еще в 2016-м он хотел закупить шлемы виртуальной реальности для футболистов «МЮ».

Прокачка отдельных скиллов

Когда-то великий Кройфф вывел важный футбольный закон: «В среднем игрок владеет мячом 3 минуты за матч. Так что самая главная вещь – чем он занят остальные 87».

Проблема в том, что отработка действий без мяча на тренировке всегда немного условна, потому что игрок находится не в реальной игровой ситуации.

С Rezzil такой проблемы не существует – игрок врубает имитацию матча и отрабатывает нужные ему элементы в рамках реальной игры, с такими же (ну почти) соперниками. Предположим, ты защитник «Брайтона», которого в последнем туре накрутил Стерлинг. Ты выбираешь матч, перематываешь на нужный эпизод и учишься накрывать Стерлинга.

«Неважно, насколько игрок быстрый. Первый шаг он всегда делает в уме, – рассказывает Энди Этчес. – Если защитник хочет поймать Лероя Сане, он должен заранее знать, в какую сторону нужно двигаться. Метр не в ту сторону – и Лерой убегает от защитника. Игрок должен тренировать именно скорость реакции».

Конечно, такие ситуации моделируются и на обычной тренировке, но, если ты играешь в «Хаддерсфилде», вряд ли твои партнеры изобразят рывки Сане или Азара. Rezzil может создать реалистичный прототип любого игрока: компании поставляет данные Opta, а разработчики просматривают десятки матчей.

Удобные индивидуальные тренировки

Приятный бонус: для тренировки в виртуальной реальности не нужны партнеры, и ее можно проводить в любое время и из любой точки мира – в отпуске, вечером дома, во время снегопада.

Виртуальная реальность помогает восстанавливаться после травм

Еще один важный поинт платформы – восстановление и диагностика травм.

В 2018-м HTC выпустила специальную версию очков виртуальной реальности, которая выявляет сотрясение мозга гораздо раньше, чем врач.

Это еще не все – Rezzil ускоряет восстановление. Обычно при серьезной травме игрок не начинает упражнения с мячом, пока травма не заживет. При этом игрок тратит время не только на приведение себя в физическую форму, но и на восстановление когнитивных способностей, которые снижаются без постоянных матчей. Когнитивные способности не восстанавливаются на тренировках, поэтому игроку нужно провести несколько игр, чтобы принимать решения на прежнем уровне.

«Травмируясь, игрок теряет до 60% когнитивных способностей, – рассказал директор по развитию Rezzil Адам Дикинсон. – Для их полного восстановления потребуется четыре матча. Но если вы платите игроку 500 тысяч фунтов в неделю, то вряд ли вы захотите ждать четыре недели».

С помощью Rezzil когнитивные способности футболиста возвращаются еще на этапе восстановления после травмы.

Такой метод восстановления уже протестировали в «Кардиффе»: в начале марта капитан команды Сол Бамба порвал крестообразные связки и выбыл на девять месяцев, но уже через шесть недель он выполнял несложные упражнения с помощью Rezzil.

Оценить результат можно будет в ноябре, на который запланировано возвращение ивуарийца.

Ключевое преимущество такого способа – игрок гарантированно не получит рецидив. «Физиотерапевты полюбили виртуальную реальность, потому что она воссоздает тренировки без физических усилий игрока, – рассказала Кэти Крейг, ген директор INCISIV Sport (создает симуляторы тренировок в виртуальной реальности для регби и крикета). – VR позволяет игрокам оттачивать навыки в психологически и физически безопасной среде».

Компани, который провел на больничной койке половину карьеры, уже оценил преимущества виртуальной реальности: после полученного в январе сильного ушиба он восстанавливался с помощью Rezzil. «Больше всего меня поразило, что врачи разрешают начать тренировки в Rezzil на самых ранних стадиях восстановления», – восхищался капитан «Сити».

Другой пример из «Ман Сити» – Кевин де Брюйне: в августе 2018-го бельгиец на тренировке повредил колено, но вместо обычных трех месяцев восстановился за полтора. Мы писали о каталонском враче-кудеснике Рамоне Кугате, но оказалось, что дело не только в нем – Кевин месяц упражнялся с виртуальной реальностью.

То же самое делают в «Халле», который заказал Rezzil специально для медицинского штаба.

Mi Heipa открывает академию в США. Виртуальная реальность поможет найти нового Месси

Работа с молодыми игроками – приоритетное направление Mi Heipa. Ради этого стартап привлек венчурный фонд Channel Mark и скоро откроет детскую академию в Северной Америке.

«Мы были очень впечатлены, когда впервые увидели Rezzil и пообщались с командой, – восхищается операционный директор Channel Mark Брэндан О’Ши. – У платформы гигантские возможности для роста благодаря четырем миллионам молодых футболистов в США».

Открытие академии намечено на 2020 год. А пока Mi Hiepa открыл филиал в Нью-Йорке, рядом с офисом клуба «Нью-Йорк Сити» (принадлежит тому же холдингу, что и английский «Сити»). Конечно, тренировки в виртуальной реальности станут эксклюзивной фишкой Rezzil Academy.

Как это будет выглядеть?

Помните тренировки на развитие когнитивных способностей из начала текста?

Примерно такие упражнения будут отрабатывать пацаны в академии. Они не заменят обычные тренировки, но работа в виртуальной реальности станет такой же обязательной программой, как визиты в тренажерный зал.

Может прозвучать слишком новаторски, но даже Компани нравится такой подход: «Я верю, что будущее – за развитием когнитивных навыков. Это все равно что учиться играть на пианино в разных тональностях: чем веселее детям снова и снова репетировать гаммы, тем легче им будет играть на меняющих звучание клавишах. То же самое касается футбола и того, как ему будут учить».

Еще виртуальная реальность ментально готовит юных игроков к настоящим матчам. Благодаря мощным звуковым эффектам тренажер воссоздает звук ревущих трибун и гневные выкрики фанов. Юный футболист привыкает к давящей атмосфере и не робеет, оказавшись в реальном бою.

Еще одно применение технологии – она упрощает селекцию талантливых мальчишек. Помните историю Модрича, который в детстве из-за худобы не мог найти клуб? Теперь таких ситуаций станет ощутимо меньше. С помощью тестов в виртуальной реальности можно распознать талантливых игроков, даже если сейчас они физически уступают сверстникам. Тестирование одного игрока занимает всего 30 минут, в неделю можно просматривать до 1000 кандидатов.

«Наши тесты выявляют игрока с выдающимся игровым мышлением в очень юном возрасте, – рассказал Энди Этчес. – Думаю, что с помощью Rezzil можно легко найти нового Месси».

Тренажер уже опробовали юниоры «МЮ» – с 2018 года платформу внедрили в академии «дьяволов».

Через несколько лет любой не выходя из дома сможет попробовать себя в роли футболиста

Платформой Rezzil пользуются почти два десятка клубов, но Mi Hiepa мечтает, чтобы их продукт был доступен для любого человека. Компания разрабатывает специальную версию Rezzil для обычных людей.

«В идеале любой сможет пользоваться Rezzil прямо из дома, – рассказал Энди Этчес. – Пока не очень понятно, что делать с оборудованием, но у нас есть пара идей. Мы придем к тому, что любой человек ощутит то же, что профессиональный футболист».

Похоже, скоро коробкам во дворе окончательно придет конец.

Фото: instagram.com/rezzil.fc ; Gettyimages.ru/Stu Forster, Matthew Lewis / Stringer, Catherine Ivill; globallookpress.com/James Wilson, via www.imago-imag/www.imago-images.de

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий