Ученые обнаружили, что мозг человека, страдающего от эпилепсии,
реагирует на музыку не так, как мозг человека без этого заболевания. Кристина
Чаритон, адъюнкт-профессор и приглашенный профессор неврологии
медицинского центра
Векснера государственного университета Огайо, которая рассказала об этом
исследовании на ежегодном съезде
Американской Психологической Ассоциации (APA) полагает,
что с помощью музыки можно помочь больным с эпилепсией.
Приблизительно в 80% случаев при эпилепсии развитие припадка
начинается в височной доле коры головного мозга – это так называемая височная
эпилепсия. Музыка обрабатывается в слуховой коре в этой же области мозга,
поэтому ученые решили изучить влияние музыки на мозг людей, больных эпилепсией.
Исследователи сравнили способность мозга реагировать на музыку у людей больных
эпилепсией и у людей, не страдающих этим заболеванием, с помощью
электроэнцефалограммы, когда с помощью электродов записывается электрическая
активность мозга. В исследовании принял участие 21 пациент медицинского центра
Векснера государственного университета Огайо в период с сентября 2012 по май
2014 года.
Пациенты сначала 10 минут слушали тишину, затем одно из двух
произведений: сонату Моцарта для двух фортепиано до мажор или «My Favorite
Things» в исполнении джазового музыканта Джона Колтрейна. Затем, после второго
10-минутного периода тишины следовало второе из этих двух музыкальных
произведений (то, какое из произведений исполнялось первым, определялось
случайным образом). После этого следовал третий 10-минутный период тишины.
Исследователи обнаружили, что во время прослушивания
музыкальных фрагментов у больных эпилепсией наблюдался существенно более
высокий уровень синхронизации мозговой активности, в особенности в височных
долях, чем у здоровых людей. Ученые не думают, что результаты этих исследований
смогут заменить существующую терапию, но возможно, в сочетании с
традиционными методами лечения музыку все же можно будет использовать, чтобы
предотвратить припадки у больных.
Существует множество доступных способов раннего вмешательства и
терапии аутизма, но лишь некоторые из них имеют научное обоснование.
По мнению австралийских ученых, в последнее время
результативность ранней помощи при аутизме все чаще становится объектом научных
исследований. Различные методики для родителей и способы терапии, направленные
на развитие навыков социальной коммуникации у детей, стали проверяться с
помощью большого количества рандомизированных контролируемых испытаний.
В большинстве стран Запада аутизм диагностируется в возрасте
от двух до пяти лет, когда становятся заметны поведенческие симптомы. Но не
означает ли это, что из-за задержки упускается ценнейшая возможность раннего
вмешательства? Известно, что чем раньше начинается терапия, тем на больший
положительный результат можно рассчитывать.
Группы ученых по всему миру стали изучать возможности
раннего вмешательства при работе с детьми из группы риска: это младенцы с
ранними признаками аутизма и сиблинги детей с диагностированным аутизмом,
которые также имеют 20% риск развития аутизма (для сравнения – в среднем риск
аутизма составляет около 1%).
В 2014 году
команда исследователей из США опубликовала работу, в
которой сообщается об успешном использовании обучающих программ для родителей.
Ученые наблюдали группу детей с ранними признаками аутизма, такими как
сниженная мотивация и навыки общения, до достижения ими возраста трех лет,
когда аутизм можно уверенно диагностировать или исключить. Почти все дети в
этом исследовании показали хорошие результаты, хотя размер выборки был очень
небольшим: терапию завершили 7 детей. Еще одно важное замечание: детей для
участия отбирали не случайно, поэтому мы не можем быть уверены, что результат
был получен благодаря терапии.
В начале 2015 года
группа ученых из Великобритании опубликовала результаты
исследования детей из группы риска, у чьих сиблингов диагностирован аутизм. В
исследовании приняли участие 54 родителей с детьми, отобранные случайным
образом, часть из которых приняла участие в терапевтической программе, тогда
как с другими никакой терапии не проводилось. Наблюдение за детьми проводилось
только до достижения ими возраста 14 месяцев, что слишком рано, чтобы судить о
том, развился ли у них аутизм. Но результаты исследования вызывают интерес. По
сравнению с теми, к кому терапия не применялась, группа детей, участвовавших в
новой терапии, демонстрировала прогресс в навыках социального поведения.
Младенцы, участвовавшие в терапевтической программе, обращали большее внимание
на родителей во время игры, а сниженное внимание к взрослым является верным
признаком появляющегося аутизма. Кроме того, оценка общительности, проведенная
в игровой форме незнакомым взрослым (способ оценки риска развития аутизма) у
этих детей была несколько выше.
Участвовавшие в программе младенцы проявили большую
способность к контролю внимания (или скорости обработки зрительной информации).
Этот показатель оценивается с помощью быстрой демонстрации изображений на
экране компьютера: с помощью технологии отслеживания движений глаз
исследователи определяют, насколько быстро дети могут переводить взгляд с
одного изображения на другое. Ранее было показано, что у детей, не
справляющихся с этой задачей, впоследствии выявляют аутизм. Это исследование
является пилотным, в нем приняло участие относительно небольшое число семей.
Младенцы, которые приняли в нем участие, еще слишком малы, чтобы подтвердить
или исключить у них аутизм. Для исследования отобрали детей, у чьих сиблингов
диагностировано расстройство, следовательно, у большинства из них (около 80%)
вряд ли разовьется аутизм даже без специальной терапии. Тем не менее, это
исследование показывает, что терапия в первый год жизни может помочь детям из
группы риска по аутизму.
Эти и некоторые другие исследования ранней терапии аутизма –
пока только пилотные работы. Но на их основе уже проводятся следующие. Уже
сейчас понятно, что ограничения, связанные с аутизмом, не должны быть бременем
всей жизни. Терапия в течение первых лет жизни, непрерывное образование и
поддержка в детстве и взрослой жизни должны помочь людям с расстройствами
аутического спектра.
Если вы не можете оторваться от интересной книги, это
повышает вашу способность взаимодействовать с другими людьми и увеличивает
эмпатию. К такому выводу пришли авторы исследования, проведенного британским
Агентством чтения.
Оказалось, что чтение с удовольствием помогает получать удовольствие и от
социального взаимодействия. Детям чтение помогает развивать способность
понимать эмоции. Ученые отмечают, что в целом чтение связано с удовольствием,
отдыхом и эскапизмом.
Исследование, в котором приняли участие 4000 взрослых
британцев, показало, что люди, которые регулярно читают для собственного
удовольствия, реже испытывают стресс или депрессию, имеют более высокую
самооценку, легче преодолевают трудности и лучше спят.
Ученые ссылаются на результаты другого исследования,
проведенного в Германии. Дети в возрасте от семи до девяти лет приходили после
школы на литературные занятия, где читали и обсуждали детские книги с
эмоциональным содержанием. Было обнаружено, что эти занятия привели к
увеличению словарного запаса, знаний и понимания эмоционально окрашенных
ситуаций. Установлено, что занятия развили способность распознавать
замаскированные чувства, причем больше помогли мальчикам, чем девочкам.
Исследователи заключили, что чтение тесно связано с пониманием собственной
идентичности и помогает понять точку зрения другого.